Доктор философских наук
В.Н.Катасонов
ХРИСТИАНСКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСТОРИЯ РОССИИ
В XX
СТОЛЕТИИ
(1998)
“Се
же все сдеяся грех ради наших”
Лаврентьевская летопись, XIV
в.
В 90-х годах Россия завершила один период
своего исторического существования и начала другой. Чувство этого дано почти каждому. Но какие более разумные аргументы
есть у нас, чтобы утверждать о конце одной эпохи и начале другой ? Здесь не
обойтись без обсуждения смысла
закончившегося периода коммунистического правления. Только осознание этого
смысла, принципа единства этого
периода времени позволяет увидеть в текущей эмпирии действительности четкие
грани времен и сроков.
Кому принадлежит авторитет в определении этих периодов истории ?
Ближайшим образом, конечно, тем, для кого изучение истории является
профессиональным занятием. Однако, подход историка к изучаемым событиям всегда
опосредован определенной философией истории. В зависимости от “исповедуемой”
философии истории одни и те же исторические сумерки могут истолковываться и как
рассвет, и как закат... Переживаемое Россией последнее десятилетие в
зависимости от общемировоззренческой ориентации можно истолковывать и как
простое следствие развала СССР, - и тогда перед нами встает мучительный вопрос:
а остались ли еще в России после 1991 года какие-то духовные и материальные
скрепы, способные удержать от дальнейшего развала и саму Россию? - и как
драматическую попытку стать “цивилизованным государством”, - хотя
целесообразность и оправданность этого стремления достаточно сомнительна: а так
ли уж нужно стремиться “варварской” будто-бы, России в семью так называемых
“цивилизованных государств”? Где та авторитетная инстанция, которая выберет
единственно правильную философию истории и вынесет окончательное суждение и о
прошедшем периоде, и о смысле настоящего ?
К счастью для России, она имеет такую авторитетную инстанцию в лице
Православной Церкви. Церковь, как богочеловеческий организм, как хранительница
благодатного Света, просвещающего и сердце, и ум человека, имеет возможность
соотнести все историческое с нормами Абсолютной Истины, явленной в ней. И хотя
уяснение деталей исторического процесса, как и разработка целостной философии
истории остаются для церковной мысли не менее трудной задачей, чем для
секулярной науки, все же рассмотрение истории в свете церковного опыта истины
позволяет увидеть главное, ноуменальное в изучаемой исторической эмпирии,
позволяет подвести итог прошедшему, увидеть его, так сказать, sub specie
aeternitatis.
Историческая действительность сложна и
многообразна. Так и 70-летняя история советского режима имеет много сторон,
может изучаться в разных аспектах. Здесь было все: и успехи индустриализации, и
победа в Великой Отечественной Войне, и мощная советская наука, обеспечившая
создание стратегических ядерных сил, выход в космос; были здесь определенные
успехи и в социальной политике, образовании, здравоохранении. Но была и
гражданская война, как война со своим народом, отнюдь не закончившаяся с
победой “красных” над “белыми”, был рабский труд и миллионные жертвоприношения
ГУЛАГ’а, постоянно низкий жизненный уровень трудящихся масс, органическая
неспособность власти, связанной догмами своего учения, решать экономические и
национальные проблемы, агрессивная внешняя политика, вдохновляемая утопией
коммунистического учения, и устойчивое воспроизводство паразитирующего на своем
народе класса партийной номенклатуры, которая, в конце концов, и погубила СССР.
Есть множество pro и contra советского образа жизни, чем же мерить, что
является здесь главным ? Если оценивать советский период по успехам техники и
науки, - точнее, естественных наук, - то тут было много значительного, истинный
масштаб которого мы смогли по-настоящему оценить только сегодня, на фоне
перестроичного развала всех сфер экономической и культурной жизни. Но если
оценивать с нравственной точки зрения советскую действительность, то нужно со
всей прямотой заявить: действительность эта была глубоко безнравственной.
“Ну, это вряд-ли, - возразит нам какой-нибудь престарелый сторонник
сегодняшней КПРФ, - уж, конечно, советская жизнь была нравственней, чем та,
которую устроили сегодняшние “демократы”. Посмотрите, что делается:
проституция, наркомания, убийства среди бела дня ! Неприкрытая пропаганда
насилия и разврата на телевизионном экране ! Разве что-то подобное можно было
найти в СССР ?” И он будет по-своему прав. Обвальная
коммерсализация нашей жизни, эта
вожделенная свобода “дикого капитализма” привели к серьезной моральной
деградации общества. Современная жизнь России во многом контролируется и
направляется мафиозными группами, навязывающими обществу свое понимание
экономики, политики, культуры и морали. Это невозможно отрицать. И тем не
менее...
У
Церкви есть свое понимание нравственности. Ядром этого понимания является отношение к Богу. Это звучит несколько
абстрактно, попытаемся это объяснить. У человека есть потребность веры,
потребность веры в Истину. Независимо от того верующий человек или нет, эта
фундаментальная антропологическая характеристика определяет жизнь любого
человека. В силу безграничности свободы, дарованной Богом, человек не может без
веры, он должен эту свою свободу на что-то “замкнуть”, он способен умирить свое
метафизическое беспокойство только “вписавшись” в некоторый мировоззренческий
“проект”. Это не исключает того, что человек может и не найти своего “проекта”,
своей веры. Но тогда он обречен на в высшей степени тревожное состояние
безосновности, случайности своего существования, на переживание духовной “заброшенности”[1].
Коммунистическая идеология эксплуатировала
эту фундаментальную человеческую потребность. Эксплуатировала в том смысле, что
беззастенчиво использовала ее для своих корыстных целей. Коммунистическая
идеология есть идеология атеистическая, она не дает и не может дать этой
фундаментальной человеческой потребности удовлетворения: Бога, Истину с большой
буквы. На место веры в Бога она поставила так называемую “веру в светлое
будущее”. И огромные массы людей действительно верили в это!.. Точнее говоря,
все, кто активно сопротивлялся насаждению этой веры, были в той или иной
степени репрессированы, запуганы, уничтожены физически или морально. Остальные
верили в вождей как в Бога !.. В обществе утвердилось своеобразное
“коммунистическое благочестие”: какие-либо сомнения в “святости” вождей,
насмешки над их слабостями, анекдоты были не просто неуместны, а “нечестивы” с
точки зрения господствующей идеологии. И хотя последняя господствовала во
многом благодаря “поддержке” вездесущих карательных органов советского
государства, тем не менее у этой идеологии была своя последовательная логика,
делавшая ее реальной духовной скрепой советской жизни. “Партия есть
ум, честь и совесть нашей эпохи”, - определяла себя коммунистическая власть
словами Ленина. Но совесть, на самом
деле, есть голос Божий в человеческой душе. Этим знаменитым лозунгом
коммунистическая партократия открыто признавала, что ставит себя на место Бога. Эксплуатируя человеческую
потребность веры, коммунисты вместо Бога давали человеку... вождей, вместо
хлеба богооткровенного учения - камень идеологических догм. Коммунистическая
идеология была идеологией человекобожества:
осатанелого самообожествления человека. И лишь немногие в советском обществе,
приближаясь к “Олимпу” правящей партократии с изумлением обнаруживали, что за
благообразными, иконоподобными “ликами” коммунистических радетелей о трудовом
народе скрывались преступные, хамские и развратные физиономии сталиных,
хрущовых, брежневых и т.д. Коммунистическая идеология была идолатрией, поклонением идолам и именно в этом состоит глубокая
безнравственность этого учения и жизни, основанной на нем.
Говоря об идолатрии, мы обычно представляем себе изваяния из камня,
дерева и металла, которым приносятся различные жертвы. Но идол - это не
обязательно истукан. Идолатрией является поклонение
любой твари вместо Творца, и может быть, наиболее страшным видом идолатрии,
заставляющим сравнивать ее уже со временами антихриста, является поклонение
человеку. Весь соблазн в том, что человек, сотворенный по образу Божьему,
являющийся венцом Творения, может настолько опьяняться безграничностью своей
свободы и творческих потенций, что забывает то, что и он имеет свою жизнь не от
себя, а от Бога, что и он тварь и, причем, тварь падшая.
На глубочайший запрос человеческого сердца,
на тот пьедестал, где душа человеческая ищет Истину и Святыню, коммунисты
водрузили свои “святыни”: вождей, во всей “красе” грешной человеческой природы,
помноженной на бесноватость агрессивного безбожия. В этом и состоит
безнравственность идолатрии: осквернение высшей жажды человеческого сердца,
жажды Истины, Любви и Красоты. Истина с большой буквы просвещает и животворит,
ибо питает “сердце”, ту духовную сердцевину
человеческого естества, от которой зависит жизнь всего человека, и которая не
может быть удовлетворена ничем, кроме Святыни Божества. Поэтому в людях,
приобщающихся к ней, в христианских святых, в благодатных “батюшках” и мирянах Православия в той или иной степени
воплощается эта полнота жизни, радости и истинной красоты. Святые лучатся этой
преизобилующей в них жизнью и просвещают этим “Светом невечерним” все вокруг:
“Радость моя, Христос воскресе! - встречает преподобный Серафим Саровский
приходящих к нему для беседы. И обратно, поклонение идолам, служение им, тем
более неистовое, чем все более опознается их онтологическое бесплодие и
самозванство, - “Люди могут ошибаться, но партия - никогда! Партия, Сталин во
всем разберутся!” - твердили фанатичные коммунисты, попадая на ГУЛАГ, - так и
оставляет сердце человека неудовлетворенным, “несытым”. И что-то как-бы
смерзается в сердцевине человека, и жизненность его как-бы сосредотачивается
лишь во внешних, поверхностных слоях его существа... Человек превращается в
своеобразного зомби: он жив, движимый
некоторой волей, но как-бы не своей, а сторонней. И это заметней тем больше,
чем эта воля сильнее...
Именно христианские новомученики советского периода истории России
высветили для нас эту глубинную, коренную
безнравственность коммунистической идеологии и власти, как одного из
худших видов идолатрии. Мученичеством своим они еще раз засвидетельствовали
перед всеми людьми истинность христианства, как религии спасения и
подвижничества, силою Божией преодолевающего все препятствия, все страхи, саму
смерть. И этим же своим мученическим подвигом осветили они все вокруг себя,
всех своих преследователей и палачей, выявили суть происходящего. Ведь все эти “антисоветские заговоры”,
“подпольные организации” и “связь с мировой буржуазией”, за которые судили
верующих,- все это было бредом и выдумками советской карательной системы,
которой необходимо было как-то “легитимировать” собственную беспощадную борьбу
за власть в терминах марксистско - ленинского “дискурса”. На самом деле,
христиане, - а православные, в особенности, - в своей массе всегда были народом
послушным, считающим смирение одной из высших добродетелей. Тем более поражает
воображение, заставляет вспоминать о худших сторонах средневековья та
жестокость, с которой преследовали и мучили христиан: вырезали на теле кресты,
закапывали живьем, варили живых людей в котлах, “причащали” оловом... Чем же
объясняется подобная жестокость ? На самом деле, судили и истязали за то, что
христиане смели в атмосфере торжествующей коммунистической идолатрии исповедывать
какого-то другого, своего Бога, хранить Ему верность, и отказывались
поклоняться советским идолам - вождям. Речь шла здесь, как и для
первомученников времен Римской империи, как и всегда для христиан, не просто о лояльности власти, а об Истине, об истинном Боге и поклонении Ему. В некоторых свидетельствах о
новомучениках эта религиозно -
метафизическая сторона происходящего выступает в ослепительно ярком свете.
Вот что пишет свидетель расстрела 60 священников в июле 1933 года на Качугско -
Нижнеудинском тракте: “Из числа палачей, кто-то спрашивал по очереди
становившихся около ямы священников: “Вы последний свой дух совершаете, говори,
есть Бог, или нет?” Ответ святых мучеников был твердый и уверенный: “Да, есть
Бог!” Раздался первый выстрел. У нас, сидящих в палатках, сердца бились...
Раздался второй, третий выстрел и т.д. Священников по очереди подводили к яме,
стоявшие около ямы палачи каждого священника спрашивали - есть ли Бог ? Ответ
был один: да, есть Бог ! Мы живые свидетели видели своими глазами и слышали
своими ушами, как люди перед смертью исповедовали веру в Бога”[2]
Христианские новомученики России своим подвигом высветили для нас эту
центральную истину советской истории:
коммунистическая власть была властью, боровшейся с Богом. Эту истину о
революционных партиях России христиане понимали задолго до 1917 года. После
Первой русской революции 1905 года это понимание стало проникать и в умы лучших
представителей интеллигенции, после долгих и бесплодных мировоззренческих
блужданий возвращавшихся к христианским истокам русской культуры (“Вехи”).
Однако, ядовитая и лукавая коммунистическая демагогия прельстила многих, порой,
даже, и не самых худших. Народническая составляющая коммунистической идеологии
умело эксплуатировала все: и соборные традиции русского народа, и реальные
недостатки русской монархии, и стихийное толстовство русской интеллигенции.
Коммунистическая власть старательно гримировалась под образ защитницы трудового
народа, наследника всего гуманного и прогрессивного, что было в русской
истории... И нужна была кровь новомучеников, брызнувшая на парадные мундиры
самозванной власти, чтобы вскрылась перед всем миром правда: большевистская
власть была борьбой с Живым Богом ! Ибо при всех своих успехах очень трудно
было этой власти идти против “Божьего рожна”. Нужно было как-то “вынуть” из
человека его совесть и заменить ее партийными постановлениями, резолюциями,
мнениями... Нужно было “выковать нового человека”, очень напоминавшего тех
“чугунков” советских вождей, которые обильно усеяли землю России в советский
период ее истории...
Именно христианские новомученики в подвиге своем еще и еще раз явили
России и всему миру, что есть истинная жизнь, что есть Истина и истинный Бог.
Новомученики явили в себе тот Божественный Свет, который единственно дает
возможность истинного понимания происходящего. Это был и определенный суд над
миром и историей. “Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более
возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий делающий
злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что
они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому
что они в Боге соделаны” (Иоан.3,19-21). И поэтому прославление новомучеников есть не только долг и торжество
внутрицерковной жизни Православия, но и необходимый акт соборной общественной
жизни России. Прославление новомучеников, обращение к их светлой памяти просветляет всю нашу жизнь, помогает пониманию
происходящего, зовет к изменению нашей сегодняшней жизни.
Особое место занимает долго ожидаемое большинством православных России
прославление царственных мучеников:
государя-императора Николая Александровича, наследника царевича Алексея,
императрицы Александры Федоровны, дочерей царской четы: Марии, Ольги, Татьяны,
Анастасии. Низвержение царской власти в 1917 году было свержением
богопомазанной исторической власти России. В этом свержении, как и в
последовавшем через год убийстве царской семьи, как и при отцеубийстве, было совершено
преступление не только против человека, против носителя этой власти, но и
преступление против Бога, Которым благословлялась эта власть. Преступление это
было совершено безбожной коммунистической властью по прямому указанию ее
вождей. Однако, возможным это беззаконие стало из-за попустительства всего
народа, впадшего под влиянием революционной пропаганды в духовное беспамятство.
При всем честном народе царь-отец этого народа был сначала самозванно низложен, потом арестован и, наконец, зверски
умервщлен со всей своей семьей. Сам царь и вся его семья встретили это
испытание с истинным христианским смирением: не проклиная, а молясь за своих
мучителей, за свой впадщий в революционное искушение народ, стараясь по мере
возможности вразумить его и отрезвить.
Царская власть всегда была тяжелейшим крестом, выпадающим на долю
человека. Именно так всегда понимало царскую власть русское самосознание, и
именно поэтому всегда молился русский народ о благодатной помощи царю свыше.
Император Николай II вместе со всей своей семьей подвижнически нес этот крест
вплоть до самого конца - насильственной смерти от самозванной, преступной и
безбожной власти. Прославление царственных мучеников есть одновременно и акт покаяния народа, есть важнейший акт
отрезвления и духовного выздоровления России. Прославление царственных
мучеников есть всенародное разъяснение апостольской формулы: “Несть бо власть,
аще не от Бога !” (Рим.13,1) Не в том смысле, как иногда неправильно
истолковывают это, что любая власть от Бога, а в том, что даже и
ниспровергнутая, законная богопомазанная власть восстает из мертвых славой
христианских мученников, а самозванная и безбожная, даже и в торжестве своем
трепещет, предчувствуя возмездие, и вскоре рассеивается как дым, оставляя после
себя только разрушения, горечь и позор в памяти народной... Прославление
царственных мучеников есть акт умудрения народа, есть осознание народом
божественной природы власти, “дела священного и страшного”, есть новое
напоминание всем утопистам и самозванцам: “Несть бо власть, аще не от Бога !”
Хочется надеяться, что прославление новомучеников займет достойное место
в деяниях Архиерейского Собора приближающегося юбилейного 2000 года. Да
раздастся над просторами всей России мудрый и авторитетный голос Русской
Православной Церкви, голос соборного сердца русского народа ! Голос, зовущий к
очищению покаянием, к мужеству веры, и с Божьей помощью, к новому историческому
творчеству !
[1] Как хорошо известно, философия экзистенциализма и связанная с ней литературная традиция дали
глубокий анализ и яркие описания подобных состояний. См., например, роман Ж.-П.
Сартра “Тошнота”.
[2] Новые мученики российские.
Второй том собрания материалов. Сост. протопресвитер М.Польский. Типогр. преп. Иова
Почаевского, 1957. Репринтное издание Товарищества “Светлячок”. С.215-216.